Университеты будущего

Университеты будущего

В условиях постиндустриального перехода, цифровой революции и формирования «когнитивного общества» университеты сталкиваются с мощными вызовами, которые могут привести к глубокой трансформации университетов как социальных институтов. В результате технологических революций возникают новые типы университетов, университеты-лидеры становятся «площадками развития» для развертывания нового мышления и деятельностей; университеты «уходящей волны» продолжают воспроизводить устаревшие знаний и формы мышления.

Цель проекта – сформировать системное видение будущего университета как социального института. В качестве метода используется комплекс методов форсайта: анализ трендов, построение проблемного поля, работа с экспертным знанием и различными данными, моделирование, сценирование, концептуальные разработки.

Результатами проекта являются: описание происходящих трансформаций университетов в терминах тенденций, вызовов, критических ситуаций; новые концепты («поколения университетов», «университет четвертого поколения», «университет фронтира»), поле сценариев будущего; дорожные карты.

Общие сведения

Сфера деятельности
Образование
Область знаний
Гуманитарные науки
Область знаний
Исследовательский
Организация–исполнитель проекта
Сибирский федеральный университет
Сроки реализации проекта
2010 г. - 2025 г.

Руководители

Ефимов Валерий Сергеевич
Ефимов Валерий Сергеевич
Канд. физ.-мат. наук, директор Центра стратегических исследований и разработок Сибирского федерального университета

Проблемное поле

Проблемное будущее: «смерть университета» как социального института или «рождение университета» нового поколения. Для ответа на этот вопрос нужно понимать:

  • Как изменятся университеты в условиях происходящих социально-экономических, технологических и социокультурных трансформаций?
  • Какова культурно-историческая логика развития университетов, какие поколения университетов уходят со сцены, и какое поколение формируется?
  • Как управлять развитием университета в условиях цифровой (технологической), социальной и антропологической революций?
  • Какими могут стать российские университеты?
  • Что должно быть ориентиром для управления развитием университетов: выдающиеся образцы университетов настоящего и прошлого, или отдельные кейсы университетов, «опередивших время», или специально разработанная модель «университета будущего»?
  • В чем состоят различия между университетами разных эпох, в частности – индустриальной, постиндустриальной, «когнитивной»? 

Практика управления, которая игнорирует смену поколений университетов, может «консервировать» университеты, препятствовать становлению университетов нового поколения.

Цели

  • Оформить системное видение будущего университетов в XXI столетии в контексте существующих трендов и новых вызовов.
  • Определить специфику университетов будущего в России и других странах с учетом их социально-экономических и культурных особенностей.
  • Разработать модели развития университетов и «инвестиций в развитие», связанных с развертыванием новых деятельностей.
  • Сформировать сообщество исследователей, практиков и экспертов, заинтересованных в развитии университетов и построении перспективных моделей университета будущего.

Задачи проекта

  • Создать концепт (модель) изменений университета как социального института в ситуации постиндустриального перехода и становлении когнитивного общества.
  • Определить основные вызовы, возникающие перед университетами; сформулировать «задания на развитие» университетов.
  • Представить способы реализации ключевых функций университета в современной ситуации, обосновать критерии и индикаторы реализации данных функций;
  • Аккумулировать наиболее интересные и содержательные научные работы, программные документы, экспертные тексты по тематике проекта, на основе их анализа представить целостное, разностороннее и глубокое видение существующей ситуации и перспектив развития университетов.
  • Развернуть научные и экспертные дискуссии по тематике проекта; инициировать сотрудничество исследователей по темам и проблемам, важным для понимания и выстраивания будущего университетов.
  • Построить карту проблем и задач как инструмент координации научных исследований и прикладных разработок в отношении современной ситуации университетов и перспектив их развития.
  • Развернуть серию пилотных проектов по реализации новых моделей развития университетов.

Методы

  • Комплекс методов форсайта, включая аналитику, концептуальные разработки, экспертные опросы и экспертные сессии, сценирование.
  • Социологические методы исследования: глубинные интервью, фокус-группы, анкетный опрос.  
  • Организационно-деятельностное проектирование целевых изменений, разработка дорожных карт, программ и планов развития университетов и отдельных подразделений.

Основные участники

Ефимов Валерий Сергеевич
Ефимов Валерий Сергеевич
Канд. физ.-мат. наук, директор Центра стратегических исследований и разработок Сибирского федерального университета
Бухтояров Михаил Сергеевич
Бухтояров Михаил Сергеевич
Канд. филос. наук, доцент Сибирского федерального университета
Лаптева Алла Владимировна
Лаптева Алла Владимировна
Cпециалист Центра стратегических исследований и разработок Сибирского федерального университета
Бухтоярова Анна Александровна
Бухтоярова Анна Александровна
Старший преподаватель Сибирского федерального университета
Дадашева Вера Андреевна
Дадашева Вера Андреевна
Менеджер Лаборатории корпоративных инноваций компании Делойт СНГ
Ефимов Антон Валерьевич
Ефимов Антон Валерьевич
Руководитель направления АО «Корпорация развития Енисейской Сибири»
Клюев Алексей Константинович
Клюев Алексей Константинович
Канд. филос. наук, директор Института государственного управления и предпринимательства УрФУ
Румянцев Максим Валерьевич
Румянцев Максим Валерьевич
Канд. филос. наук, и.о. ректора СФУ
Саввинов Василий Михайлович
Саввинов Василий Михайлович
Проректор по стратегическому развитию Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова

Результаты проекта

Источники финансирования и инвестиций

Сибирский федеральный университет

Федеральная целевая программа «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009–2013 годы

Российский гуманитарный научный фонд

Российский фонд фундаментальных исследований

Красноярский краевой фонд поддержки научной и научно-технической деятельности

Северо-Восточный федеральный университет

Алтайский государственный университет

Партнёры

Северо-Восточный федеральный университет
Алтайский государственный университет

Портфолио

Становление университетов-лидеров: мировая практика и российская перспектива

В.С.Ефимов, А.В.Лаптева, Выступление на X Международной конференции исследователей высшего образования «Вклад высшего образования в развитие общества и экономики: глобальные, национальные и региональные вызовы». ВШЭ, Москва, 23-25 октября 2019 г.

Digital technology in higher education: situation analysis and prospects assessment (on the example of Krasnoyarsk krai).

Efimov V., Lapteva A. In Proceedings of INTED2019 13th International Technology, Education and Development Conference March 11th–13th, 2019 – Valencia, Spain. Pp. 5659–5667. doi: 10.21125/inted.2019.1392

Семинары, мастер-классы, экспертные сессии

Форсайт-игра «Модель федерального университета 2030».
Время проведения
1 июня 2018
Место проведения
Якутск, Северо-Восточный федеральный университет, июнь 2018 г.
Форсайт-игра «Университет – 2035».
Время проведения
9–10 июня 2017, 10:00–17:00
Место проведения
Красноярск